Водный транспорт России: незамерзающие порты

незамерзающие порты России

Россия является единственной в мире страной, берега которой омывают 12 морей и 3 океана. Такая держава не может существовать без флота. Морские грузовые перевозки имеют самую низкую себестоимость и очень важны для экономики любой страны. Важную роль в грузовом обороте играют незамерзающие порты России.

к содержанию ↑

Главная пристань Северного морского пути

основная пристань Северного пути

В существующий реестр морских торговых портов страны включено 67 портов, которые распределены по 5 бассейнам.

к содержанию ↑

Порт Мурманск — какая область?

По объёму перерабатываемых грузов морской порт Мурманска уступает на Северо-Западе лишь Санкт-Петербургу. Среди всех российских портов он занимает четвёртое место.

Находится порт в акватории Кольского залива, который относится к Баренцеву морю.



Очень часто мурманский торговый порт называют «воротами Арктики». Это самый крупный торговый перевалочный терминал Северного морского пути. Ежегодно через эту гавань проходит более 30 миллионов тонн различных грузов.

Мурманский порт был построен в восточной части Кольского полуострова в Мурманской области еще до появления самого города. На выбор места для его возведения оказали влияние такие факторы:

  • близость потоков Гольфстрима;
  • благоприятный климат.

Очень важным фактором является такой показатель, как глубина фарватера залива и его ширина. В порт могут заходить суда любого типа, тоннажа и размера.

к содержанию ↑

Исторические сведения

историческая справка

До момента постройки мурманского порта у России в этой части страны было 2 крупных морских терминала. Они располагались в Архангельске и Санкт-Петербурге, и оба замерзали уже при наступлении первых морозов. Для их работы требовалось содержание ледокольной флотилии, на что было необходимо тратить большие суммы денежных средств из государственной казны.

Подо льдом акватории северных портов находились достаточно длительное время. О важности строительства незамерзающего порта на севере страны докладывал ещё в свое время российскому императору С. Витте.

В ходе Первой мировой войны флот Германии заблокировал проход российским судам по Балтике. Это стало большой проблемой для России и заставило императора начать строительство порта на Кольском полуострове. Работы по возведению порта были запущены в 1915 году и продолжились после революции 17-го года.

Важность наличия незамерзающего порта на севере страны осознавали все государственные деятели. В послереволюционные годы строительство порта не только было продолжено, но и значительно расширено.

В годы ВОВ мурманский порт был единственной ниточкой, связывающей север страны с его европейской частью.


к содержанию ↑

Характеристики

описание

Растущий в последнее время у многих стран мира интерес к освоению Арктики повышает важность и значимость мурманского морского порта. Для России он имеет стратегическое значение.

Порт играет огромную роль в экономике страны и области, его грузооборот доходит до 33 млн тонн в год. Грузы, прибывающие в гавань со всего мира, отправляются в города страны ж/д транспортом. Ежегодно отсюда отправляется более 220 тысяч вагонов. Работает порт круглый год без выходных.

Хорошо технически оснащенный мурманский морской порт имеет 19 причалов. Его протяженность составляет 4 км. Стояночная глубина порта составляет 14,2 метра, на рейде — от 20 до 60 метров. Площадь открытых складов порта — 130 тысяч кв. метров, закрытых — 21 тысяча кв. метров. Общая длина железнодорожного полотна порта — 15,4 км.

к содержанию ↑

Судоходство в России



Несмотря на такое большое количество морских гаваней, лишь некоторые из них являются незамерзающими и осуществляют судоходство круглый год.

Большая часть российских портов находится на замерзающих морях. Навигация в них не обходится без проводки судов через льды. В настоящее время Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире.

Длительность «ледникового периода» в навигациях составляет от 2 до 6 месяцев. Больше всего портов построено в России на Тихом океане. В этом бассейне их насчитывается 24. На Баренцевом море работает 2 порта, на Белом море — 6, на море Лаптевых — 7, на Балтийском море — 10, на Черном и Азовском морях без Крыма — 7, на Каспийском море — 3.

Примечательно, что до сих пор существуют на карте страны поселения, добраться до которых можно только по воде.

к содержанию ↑

Какие еще морские ворота являются незамерзающими — список

морские ворота Калининграда

К незамерзающим портам относят гавани, ледовая проводка к которым требуется менее 2-х месяцев в году. В России их не так много. В число основных торговых незамерзающих портов страны, помимо Мурманска, входят:

  1. Порт Калининград. Единственный незамерзающий порт страны на Балтике. Гавань имеет удобное географическое расположение. В радиусе 400-650 км от Калининграда находятся такие столицы европейских государств, как Вильнюс (Литва), Рига (Латвия), Минск (Беларусь), Варшава (Польша), Берлин(Германия), Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция).

    Общая протяженность причалов порта составляет 17 км. Местом постройки порта была выбрана северная сторона Калининградского морского канала, который является искусственным гидротехническим сооружением, и устье реки Преголь.

    Проход по каналу возможен только для судов с длиной, не превышающей 200 метров. Их предельная осадка не должна быть больше 8 метров, а грузоподъёмность 30 тысяч тонн.

  2. Порт Новороссийск. Самый крупный порт Краснодарского края, имеющий самое большое количество причалов среди всех морских гаваней России. Они занимают 8,3 км береговой линии. Местом постройки порта была выбрана незамерзающая Цемесская бухта Чёрного моря.

    Навигация в порту может прерываться лишь на период прихода с северо-востока ветра, известного как бора. Он представляет для судов в зимнее время большую опасность. Заходить во внутреннюю акваторию порта могут суда, имеющие осадку до 12,5 метров с грузоподъёмностью до 250 тысяч тонн.

  3. Порт Туапсе. Второй по значимости порт Краснодарского края. Может обеспечивать работу с грузами, имеющими категории опасности 3-5 и 9 класса. Порт принимает суда с осадкой до 12 метров, длиной до 250 м и шириной до 44 м. Имеет 7 причалов.
  4. какая гавань не замерзает в Туапсе?

  5. Порт Ейск. Третий по значению торговый порт Краснодарского края. Расположен на берегу Таганрогского залива, входящего в акваторию Азовского моря. Принимает суда с длиной 142 м, шириной 18 м и осадкой до 4 м.
  6. Порт Махачкала. Самый крупный торговый порт на Каспийском море. Имеет 20 причалов, общей протяженностью более 2 км. Способен принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 6,5 м.
  7. Порт Восточный. Один из крупнейших торговых портов страны, находящихся в акватории Тихого океана. Построен в бухте Врангеля, которая омывается водами залива Находка, относящегося к Японскому морю. Порт связан с основной территорией страны Транссибирской магистралью. Имеет 8 терминалов и 25 причалов. Принимает суда длиной до 290 м и осадкой до 13 м.
  8. Порт Находка. Находится на северо-западном побережье Японского моря. Годовой грузооборот порта составляет более 18 млн тонн груза. Принимает суда длиной до 245 м и с осадкой до 11,5 метров. Имеет 108 причалов общей протяженностью больше 16 км.
  9. Порт Зарубино. Построен на юго-западе Приморского края в бухте Троицы. Имеет стратегическое значение. Находится на расстоянии 70 км от китайского порта Хуньчуня и в 65 км от Сонбонга в КНДР. Принимает судна длиной до 130 м и осадкой до 7 м.
  10. Общая протяженность всех семи причалов порта Зарубино составляет 841 м.


  11. Порт Невельск. Построен на юго-западном побережье острова Сахалин в акватории Татарского пролива Японского моря. Имеет 26 причалов общей протяженностью 2,7 км. Принимает суда длиной до 120 м и осадкой до 5,5 м.
  12. Невельская пристань без льда

  13. Порт Посьет. Расположен на берегу залива Посьет Японского моря. Находится южнее Владивостока. Имеет 16 причалов, общая протяженность которых составляет 2,4 км. Принимает суда длиной до 183 метров и осадкой до 9 метров.
  14. Порт Холмск. Находится в Татарском заливе Японского моря на острове Сахалин. Имеет 27 причалов. Их общая протяжённость составляет 2,5 км. Принимает суда длиной до 130 м и осадкой до 8 м.

В число незамерзающих портов России входят южные гавани таких пунктов, как Темрюк, поселок Чушка (порт Кавказ), Анапа, Геленджик, Сочи и Тамань. После присоединения Крыма к списку российских незамерзающих портов добавились гавани Керчи, Евпатории и Севастополя.

к содержанию ↑

Основные задачи

Торговые порты страны участвуют в экспортно-импортных перевозках грузов различного вида. Большая проблема большинства российских грузовых гаваней — мелководность.

Большое значение имеют подъездные пути, соединяющие гавани с различными регионами страны. Каждый порт имеет своё профильное назначение. Для приёмки и отправки каждого вида грузов причалы должны иметь соответствующую техническую оснастку.

  • Северо-западный бассейн. Основные порты этого региона — Мурманск и Калининград. Через эти гавани осуществляется экспорт нефти, леса и металла, а также импорт машин, промышленных и продовольственных товаров. Они обеспечивают 90% внешнеторгового оборота страны. Ко всем портам подведены ж/д и автомобильные транспортные развязки.
  • Южный бассейн. Включает в себя гавани Чёрного и Азовского моря. Главный порт бассейна — Новороссийск. Основные экспортные поставки нефти проходят через него, а также через Туапсе, Тамань и порт Кавказ.

    В числе экспортных грузов, уходящих из Черноморского бассейна — уголь, металл, лес и строительные материалы. Приходят в порты — зерно, сахар, промышленная продукция и продукты питания.

    главные задачи Кавказа

    Помимо грузоперевозок, ежегодно порты курортов осуществляют перевозку более 30 миллионов человек. Порт Каспийского бассейна — Махачкала осуществляет каботажные перевозки нефтепродуктов, соли, зерна, рыбы и хлопка.

  • Дальневосточный бассейн. Через порты Дальнего Востока осуществляются экспортно-импортные поставки рыбы, нефтепродуктов, угля, машин, оборудования, продовольствия и других грузов.

    В бассейне есть своя морская железнодорожная переправа. Она курсирует по маршруту Ванино-Холмск. Порты соединены с регионами России Транссибирской ж/д магистралью.

  • В этой части страны проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в торговле со странами Азии и Америки.

к содержанию ↑

Интересные факты

  1. Для такой страны, как Россия, имеющей огромную территорию и большой торговый потенциал, количество существующих портов считается недостаточным.
  2. Акватория порта Мурманск не замерзает даже в самые лютые морозы. Это позволяет порту принимать и отправлять грузы морским путём круглый год.
  3. Мурманский порт единственный на северо-западе страны, в котором могут обрабатывать суда дедвейтом более 130 тысяч тонн.
  4. Общая протяжённость морских границ страны составляет около 40 тысяч км. Но не одному морскому порту не удалось попасть даже в топ 20 крупных мировых гаваней.
  5. Порт Новороссийск является третьим в Европе по своим размерам и лидером грузооборота среди российских торговых гаваней. Его пропускная способность не превышает 1 миллиона контейнеров в год, что значительно ниже мировых лидеров.

Смотрите видео о новороссийском морском порте:






Добавить комментарий